Шортанды аудандық "Білім беру бөлімі" Мемлекеттік Мекемесі
Государственное учреждение "Отдел образования" Шортандинского района

    

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

Профориентационная работа в школах Шортандинского района

Профориентационная работа в школах Шортандинского района

 

         Чтобы быть востребованным в обществе, важен правильный выбор профессии. Одним из направлений в структуре учебно-воспитательной работ школ направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения всех участников образовательного процесса. Для поколения молодежи получены образования, должны реализоваться в жизни. 

В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:

Начальная школа, 1-4 классы

На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

5-7 классы

С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

Подробное описание профориентационной работы на этом этапе можно прочесть в материале «Профориентация в средней школе, 5-7 классы».

8-9 классы

С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

 

Старшеклассники, 10-11 классы

Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школах проводятся презентации ведущих ВУЗов и колледжей Республики Казахстан, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

 

Формы профориентационной работы в школе

Работа с учениками

Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.

Экскурсии на предприятия, ВУЗы и колледжи.

Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.

Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.

Анкетирование учащихся.

Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

Работа с родителями

Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.

Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.

Проведение классных и общешкольных родительских собраний.

Анкетирование родителей.

Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.

Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.

Совместно с родителями всоздавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

Организационно-методическая деятельность

Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.

Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

 

         Школьники, окончившие девятый, одиннадцатый класс начинают задумываться над тем, какой профессии посвятить свою жизнь, на кого пойти учиться, чем заниматься в дальнейшем. Прежде всего стоит определиться, какое место в жизни вы отводите профессиональной деятельности и как эта ситуация может измениться с годами.

         Дело в том, что каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предметом труда могут быть другие люди, техника, информация, художественные произведения или природа. А класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, то есть о характере труда. Характер труда может быть исполнительным или творческим. Поэтому следует остановиться на одной профессии, досконально ее изучить, чтобы благодаря этому добиться успеха.

                   Огромное вниманиеуделяется  проведению целенаправленной профориентационной работе среди молодежи и школьников, которая опирается на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

         Психологи школ проводят онлайнконсультации, помогая выпускникам определиться с выбором профессиональной среды, проводятся беседы с учащимися по различным видам профессиональной деятельности,тренинговыезанятия по профориентации учащихся.

         При работе с учащимися были учтены возрастные особенности, индивидуальные особенности развития личности, интересы и склонности в выборе профессии. Поэтому для достижения поставленных целей и задач использовались различные формы работы по профориентации.

         В условиях дистанционного обучения профориентационная работа идет в режиме онлайн. Школьникам отправляются презентации различных ВУЗов и колледжей нашей страны, проводится онлайн анкетированиеи онлайн встречи с предприятиями.

Страница создана: 26.05.2020 10:14
Страница обновлена: 26.05.2020 14:26

Текст